ПОСАДКА ВЕРТОЛЕТА НА ОГРАНИЧЕННУЮ ПЛОЩАДКУ

При полетах на вертолете летчик испытывает наиболь­шие трудности во время выполнения посадки на ограни­ченные площадки с высокими препятствиями на подходах, среди леса и гор. В этом случае требуется не только от­личное пилотирование вертолетом, но и знание его техни­ческих возможностей.

Зависание при этом приходится производить вне сферы влияния «воздушной подушки», для чего необходима зна­чительно большая мощность двигателя, чем при висении у земли. Если перед зависанием скорость вертикального

снижения будет велика, то может не хватить мощности двигателя для прекращения снижения вертолета. Поэтому перед посадкой должны быть оценены параметры, влияю­щие на возможность ее производства, такие, как полетный вес вертолета, температура наружного воздуха, скорость ветра и высота площадки над уровнем моря. Величина по­летного веса, при котором возможно висение, определяется из номограммы, приведенной на рис. 80. Если эта вели­чина над посадочной площадкой к моменту зависания окажется больше величины, найденной по номограмме, то вертолет не зависнет и посадку будет выполнить невоз­можно.

Кроме этого, нужно учитывать и такие действия ру­лями, которые могут привести к уменьшению мощности двигателя, идущей на вращение несущего винта. На одно­винтовых вертолетах при доворотах, выполняемых за счет силы тяги рулевого винта, происходит дополнительный отбор мощности двигателя на создание этой тяги. Если по­летный вес будет предельным, то доворот на висении по­служит причиной снижения вертолета. При снижении нельзя допускать, чтобы общий шаг несущего винта был больше значения, при котором получается наибольшая тяга, иначе увеличивается вредное сопротивление лопа­стей, на преодоление которого дополнительно тратится мощность двигателя. Иными словами, винт в данных усло­виях становится «тяжелым». Так как величина шага несу­щего винта, при которой получается наибольшая тяга, не фиксируется специальным ограничителем, то ее при ра­боте рычагом «шаг — газ» можно легко пройти. Это сле­дует особенно помнить в условиях, требующих использо­вания полной тяги несущего винта.

Существовавшее ранее мнение о том, что при висении вертолета над лесом создается «воздушная подушка», хотя и меньшая, чем при висении вертолета у земли, не подтвер­дилось. Поэтому при всех расчетах полетных весов верто­летов, с которыми возможно висение вертолета над лесом, влияние «воздушной подушки» не должно учитываться.

При выполнении посадок на ограниченные площадки перед приземлением следует убедиться в твердости грунта этой площадки. Для этого, если есть возможность, выса­живают с режима висения кого-либо из членов экипажа (в крайнем случае кого-нибудь из пассажиров) на посадоч­ную площадку. Получив разрешение с земли о возможно­сти посадки, производят ее. Однако даже в случае обсле-

КЛЮЧ:

Высота над уров­нем моря —► Температура -»■ Скорость ветра-*- Влажность

Полетный вер

дованного грунта быстро уменьшать обороты двигателя не рекомендуется. Это связано с возможностью продавлива — ния грунта колесами. Если обследовать грунт не представ­ляется возможным, то уменьшение шага несущего винта должно быть не только медленным, но и с остановками. При этом наблюдают, погружаются колеса в грунт или нет.

После приземления вертолета некоторое время, не вы­ключая двигателя и трансмиссии, убеждаются, что твер­дость грунта достаточна для выдерживания вертолета. Если колеса частично погрузились в грунт и вертолет на­клонился набок, то, прежде чем увеличивать «шаг—газ» и пытаться взлететь, нужно оценить возможность взлета. Для этого определяют величину создавшегося крена верто­лета и сравнивают ее с величиной угла наклона тяги несу­щего винта. Угол наклона тяги несущего винта находят умножением отклонения кольца автомата перекоса в сто­рону, противоположную крену, на передаточное число от наклона кольца автомата перекоса к наклону силы тяги несущего винта. Если этот угол больше угла крена верто­лета, то попытка взлететь может увенчаться успехом, а если этот угол меньше угла крена, то вертолет при попытке взлета горизонтальной составляющей силы тяги, направ­ленной в сторону крена, будет опрокинут набок. Кроме этого, нельзя забывать, что на одновинтовых вертолетах сила тяги рулевого винта в случае совпадения с горизон­тальной составляющей от несущего винта будет способ­ствовать опрокидыванию вертолета.

Для существующих вертолетов, у которых углы откло­нения автоматов перекоса в поперечном направлении при­близительно равны 3—4°, а передаточные числа от на­клона кольца автомата перекоса к наклону силы тяги не­сущего винта приблизительно равны 1,5, углы крена верто­лета в 4,5—6° достаточны для его опрокидывания набок при попытке взлета.